Not seeing a Scroll to Top Button? Go to our FAQ page for more info.
 

Ресурс «Цифровая память Брестчины»

Электронны рэсурс «Агонь душы Ніны Мацяш»

Электронны рэсурс «Шчыраверная слову. Галіна Малажай»

Электронны рэсурс «Уладзімір Калеснік — чалавек Адраджэння»

Виртуальный музей «Ян Чачот — прадвеснік беларускага Адраджэння»

Электронный ресурс «Узняцца да лёсу чалавечага: да 75-годдзя з дня нараджэння Валянцiны Локун (1946–2016)»


19.Май.2025

#1регионИстория

Брестчина,1943 год. Пинское партизанское движение развёртывается в большую силу, разрастается. Теперь партизаны — это не просто народные мстители, с оружием в руках борющиеся с врагом, а люди, представляющие Советскую власть во всей её полноте.

 

Белорусский штаб партизанского движения вызывает руководителя движения Василия Захаровича Коржа в Москву для решения вопросов по снабжению оружием, боеприпасами и медикаментами.

 

Улетает Корж 1 мая 1943 года с аэродрома Минского соединения. Его провожают А. Клещёв, Г. Стешиц и Н. Федотов. Звучат наказы, есть и просьбы личные. Увозит Василий Захарович и список на 28 наиболее отличившихся партизан для представления их к наградам. Перед посадкой в самолёт говорит друзьям: «Вот улетаю с чужого аэродрома, но, верю, скоро у нас будет свой. Без аэродрома мы не можем ни жить, ни бороться». Командование Пинским соединением временно берут на себя секретарь обкома партии А. Клещёв и начальник штаба Н. Федотов.

 

…Как ни рвётся Корж обратно в соединение, но находятся разные дела, задерживающие его в Москве. Наконец в октябре получает разрешение на возвращение в партизанскую зону. Прилетает ночью 10 октября 1943 года на самолёте, который пилотирует известный лётчик Николай Таран. На плечах сверкают генеральские погоны. Прилетает на новый, недавно построенный аэродром! Осматривается.

— Это вы такой аэродром отгрохали? Чудо! И в моих Новинах, почти рядом со штабом соединения.

Проходится, стучит о землю сапогами.

— Крепко! И такая полоса! Лучше не придумаешь. Свой аэродром! Теперь не нужно кланяться соседям. Сюда можно вооружение, боеприпасы доставлять. Вот о каком я мечтал всё время.

— Заслуга обкома партии, — говорит Федотов.Мобилизовал не только партизан, но и население деревень. Работали днём, ночью. Лётчики дали высокую оценку.

— Очень хорошо. Я доволен. Жаль, что меня в это время не было с вами.

 

…Спустя 20 лет Алексей Ефимович Клещёв делится воспоминаниями о строительстве партизанского аэродрома. 

 

Клещев, А. Партизанский аэродром // Заря. – 1965. – 19 мая (№ 97). – С. 3.


19.jpg