Not seeing a Scroll to Top Button? Go to our FAQ page for more info.
 

Ресурс «Цифровая память Брестчины»

Электронны рэсурс «Агонь душы Ніны Мацяш»

Электронны рэсурс «Шчыраверная слову. Галіна Малажай»

Электронны рэсурс «Уладзімір Калеснік — чалавек Адраджэння»

Виртуальный музей «Ян Чачот — прадвеснік беларускага Адраджэння»

Электронный ресурс «Узняцца да лёсу чалавечага: да 75-годдзя з дня нараджэння Валянцiны Локун (1946–2016)»


20.Мар.2025

#1регионКультура

Созданная за годы советской власти система образования стала кузницей квалифицированных кадров народной интеллигенции: инженеров, учителей, врачей, работников культуры и искусства. К сожалению, в годы войны многие учебные заведения были разрушены и не осуществляли свою деятельность, но в послевоенный период сеть учреждений образования восстанавливалась заново.

 

Многие из них значительно расширились и укрепились. Пример тому — Брестское музыкальное училище. Созданное в 1940 году, в годы войны оно прекратило деятельность, но сразу после освобождения Бреста на 5 специальностей были зачислены 60 человек.

 

Одной из самых острых проблем стала нехватка учебных помещений. Первый послевоенный учебный год (1944–45) начался в небольших комнатах, расположенных на втором здания по адресу 3 Мая, 10. В январе 1945 года училище переезжает в здание на улице Ленина, 56. Организовать учебный процесс в нём по-прежнему сложно.

 

Вот как освещает эту проблему областная газета «Заря»: «У Брэсцкім музычным вучылішчы заняткі па спецыяльнаму вакалу праходзяць у двух класах. Невялікі пакой, у якім амаль усю плошчу займаюць раяль і некалькі крэслаў, — гэта не лепшае памяшканне для заняткаў. Вузкі пакойчык, у якім размясціліся піяніна і адно крэсла, — другі клас, у якім, калі канцэртмайстар сядзіць за інструментам, педагог і студэнт вымушаны стаяць. Тут няма нават прымітыўных акустычных умоў, якія адыгрываюць важную ролю ў развіцці голасу. І ўсё ж невялікі, але дружны калектыў педагогаў-вакалістаў самааддана змагаецца за якасць выхавання маладых спевакоў і дасягае поспехаў».

 

В 1960 году учебное заведение разделяется на два самостоятельных: музыкальное училище и музыкальную школу. Музыкальной школе предоставляется отдельное помещение; а музучилище получает в распоряжение ещё одно здание по улице Будённого — в нём целых восемь комнат!

 

Из «Отчёта о работе Брестского музыкального училища в 1968–69 учебном году», хранящегося в Государственном архиве Республики Беларусь: «Материальная база училища в 1968–69 учебном году продолжала расти. Однако это ни в коей мере не может удовлетворить возросшие потребности учебного заведения.

 

Училище размещается в приспособленном особняке бывшего частного владельца. Классов для проведения общеобразовательных предметов нет вообще. Самые большие из них способны вмещать 12–15 человек, а приходится размещать 25–30, что создаёт явно ненормальную обстановку для проведения занятий. Не соответствует нормативам звукоизоляция и освещение. Классов для занятий по музыкально-теоретическим и индивидуальным дисциплинам явно не хватает. <…>

 

Важнейшими в этих условиях является начало строительства нового музыкального училища с концертным залом на 600 мест, которое должно быть закончено в 1970 году».

 

Такое количество подробностей главной «боли» музыкального училища мы публикуем с одной лишь целью: чтобы вы смогли представить, каким счастьем и невероятной радостью для педагогического коллектива и учащихся стал переезд в новое здание, полностью соответствующее специфике обучения! И пусть сроки строительства затянулись, а концертный зал чуть меньше запланированного изначально, — музыкальный дворец открыт!

 

Манучаров, А. Новоселье музыкального дворца / И. Агроновский, В. Величко // Заря. – 1973. –20 марта (№ 55) – С. 4.